ГАУЗ БОКД

Государственное автономное учреждение здравоохранения "Брянский областной кардиологический диспансер"

Регистратура (4832) 77-03-63 | Касса платных услуг (4832)74-44-03 (желательно звонить с 12:00 до 17:00) | Регистратура кабинета МРТ (4832)74-24-34 Приемный покой (4832)66-04-25 Адрес 241050, г. Брянск, ул. Октябрьская, 44; E-mail:priem@cardio32.ru

Регистратура (4832) 77-03-63 | Касса платных услуг (4832)74-44-03 (желательно звонить с 12:00 до 17:00) | Регистратура кабинета МРТ (4832)74-24-34 Приемный покой (4832)66-04-25 Адрес 241050, г. Брянск, ул. Октябрьская, 44; E-mail:priem@cardio32.ru

Научные статьи

Принципы рациональной фармакотерапии больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Т.В.Борисова

ГУЗ «Брянский областной кардиологический диспансер»

Приступая к лечению конкретного пациента, врач вынужден решать множество задач, важнейшей из которых является выбор лекарственного средства или комбинации лекарственных средств для стандартного и последующего лечения.  Кратко эти задачи могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Необходимо выбрать группу лекарственных средств.
  2. Определиться в выборе конкретного представителя группы.
  3. Решить вопрос об использовании оригинального препарата или его дженерика.
  4. Назначить адекватный режим дозирования.

Основные положения рациональной фармакотерапии в целом сводятся к ряду вопросов.

Следует ли вмешиваться назначением лекарства в течение заболевания?

Это важный вопрос, требующий всесторонней оценки выявленной патологии и возможности избавить от неё пациента с помощью диеты, режимных мероприятий, малого хирургического вмешательства, физиотерапевтического лечения и т.д. В качестве примера может служить 1степень артериальной гипертензии, которая может быть устранена ограничением потреблением хлорида натрия, отказом от курения и дозированными физическими нагрузками, диета также способна нормализовать отклонения в липидном спектре пациента.

Каких изменений в организме необходимо добиться?

Клинико-фармакологический подход к лечению подразумевает максимально точное определение терапевтической мишени для выбранного лекарственного средства. Большинство патологических процессов имеет несколько составляющих. Однако цель для лекарства должна быть максимально конкретизирована.

Например, при выборе антигипертензивного препарата было бы желательно воздействовать на конкретный механизм повышения АД, учитывая механизм действия конкретной группы антигипертензивных препаратов. Тем не менее с позиции доказательной медицины до сих пор ни одна из этих групп не доказала своих преимуществ перед другой, до сих пор не удалось точно определить, в каких случаях какой из этих групп препаратов следует отдавать предпочтение. Поэтому все современные клинические рекомендации по лечению артериальной гипертонии главным принципом терапии считают достижение целевых цифр АД, а выбор группы препаратов рекомендуется делать, исходя из дополнительных показаний к назначению той или иной группы препаратов. Учитывая и противопоказания к их назначению у конкретного больного.

Контроль фармакодинамического эффекта.

Важно оценить ответ организма на воздействие лекарства, поскольку неудача лечения может зависеть как от неправильно выбранного препарата, так и от ошибки его дозирования. Следует как можно раньше оценить простейшие проявления действия лекарственного средства (изменение показателей АД, ЧСС, температуры тела, появление активного диуреза, обезболивающего эффекта и прочих легко определяемых параметров), и только после этого принимать решение об увеличении дозы, добавлении второго препарата или отмены выбранного препарата как неэффективного. В некоторых случаях для такой оценки достаточно нескольких часов (нитраты, бета-блокаторы, антагонисты кальция), в других требуются дни и недели (индапамид, статины). Действие, например, антиагрегантов доступными методами оценить часто вообще невозможно, необходимость их применения опять же определяется исключительно данными доказательной медицины, задачей врача является лишь контроль за переносимостью этих препаратов.

Подсказкой врачу являются так называемые суррогатные точки, которые в ряде случаев точно зафиксированы в клинических рекомендациях. Классические примеры таких точек — целевые значения АД, липидов плазмы, глюкозы крови.

Когда следует прекратить лечение?

Долгое время неизменным правилом была активная терапия пациента с острым заболеванием до полного выздоровления, с хроническим – до достижения стойкой ремиссии. Сегодня такие патологические процессы как артериальная гипертензия, хроническая сердечная недостаточность, атеросклероз, нарушения свертываемости крови, некоторые виды нарушения ритма требуют неопределенно долгого, часто пожизненного медикаментозного контроля. В большинстве случаев решение об отмене фармакотерапии или её приостановке принимается индивидуально в конкретной клинической ситуации.

Нежелательные лекарственные реакции (побочные реакции), возникающие в ходе лечения.

«Если препарат лишен побочных эффектов, следует задуматься, если у него какие-либо эффекты вообще». Эта аксиома, высказанная в своё время   Б. Е. Вотчалом, особенно актуальна в наше время на фоне безудержной рекламы медицинских препаратов или биологически активных добавок, обещающую небывалую эффективность и практически абсолютную безопасность. В месте с тем, любое назначенное лекарственное средство, таит опасность негативных  последствий для организма в виде нежелательных явлений, которые можно классифицировать следующим образом:

  • фармакодинамические, такие как ортостатические реакции при назначении антигипертензивных средств, сухой кашель при приёме ингибиторов АПФ, проаритмическое действие антиаритмических препаратов, тахикардия и отеки голеней при применении дигидропиридиновых антагонистов кальция.
  • токсические (обычно дозозависимые) связаны с избирательной токсичностью лекарственных средств в отношении жизненно важных органов. Информация о токсичности (гепато-, нефро-, гемато, нейротоксичности и т.д.) устанавливается в ходе доклинических и клинических испытаний и вносится  в аннотацию на соответствующий препарат. Её следует учитывать при назначении лекарства пациенту с исходным поражением соответствующих органов и систем.  
  • аллергические (псевдоаллерические) как правило непредсказуемы, хотя известны наиболее аллергогенные группы лекарственных средств (беталактамные антибиотики) и препараты, развитие аллергии на которые нетипично (бета-адреноблокаторы). Учет исходного аллергологического анамнеза пациента позволяет минимизировать риск таких реакций.
  • идиосинкразия (генетически предрасположенная аномальная реакция на лекарственное вещество) достаточно редкое явление с часто неясным механизмом развития. Большого значения в практике кардиолога не имеет.
  • синдром отмены (рикошета) – ухудшение течения болезни после внезапной отмены лекарственного средства.
  • лекарственная зависимость -тяжелое психосоматическое состояние, требующее возобнавления приема лекарственного средства.  Характерна для психотроппных и наркосодержащих препаратов. К лекарственной зависимости не относится необходимость постоянного приема средств заместительной терапии.

Следует отметить, что одни и те же фармакологические эффекты могут как соответствовать задачам лечения, так и выступать в качестве нежелательных. Например, гипотензия при внутривенной инфузии нитроглицерина при купировании отека легких на фоне гипертонического криза позволяет одновременно управляемо снижать артериальное давление. Тот же эффект у пациента с отеком легких и явлениями  кардиогенного шока не позволяет использовать нитроглицерин.  Классический побочный эффект бета-блокаторов — удлинение интервала РQ используется в терапии синдрома LGL, экскреция калия петлевыми салуретиками — для коррекции гиперкалиемии, венозная вазодилятация при применении изосорбита динитрата наряду с ограничением преднагрузки на миокард выступает в качестве причины головной боли.

Все вышеуказанное приводит к вопросу — не превышает ли риск развития нежелательных явлений риска от неназначения пациенту избранного лекарственного средства?

Соотношение  «риск-польза» во многом определяет правомерность выбора лекарственного средства. Так, пациенту, перенесшему острый инфаркт миокарда и страдающему хронической обструктивной болезнью легких, необходимо предпринять попытку назначения селективного БАБ, который не следует назначать пациенту с ХОБЛ по показанию «артериальная гипертензия». Терапии ингибиторами АПФ обязательна для пациентов с хронической сердечной недостаточностью даже на фоне умеренной гипотонии, но является всего лишь дополнительным средством в лечении хронической ИБС. Несмотря на абсолютную пользу антиагрегантов во вторичной профилактике ИБС, от их приема вынуждены воздержаться пациенты с потенциально высоким риском кровотечения.

Поэтому клиническое мышление врача, его опыт обязательно должны накладываться на все существующие рекомендации и превалировать в принятии решения при выборе лекарственного средства для лечения конкретного пациента, ибо это всегда очередной «клинический эксперимент», часто не укладывающийся в рамки самых подробных рекомендаций.

Литература:

Каркищенко Н.Н. «Фармакологические основы терапии». IМР- Медицина, Москва, 1996.

Метелица В.И. Справочник по клинической фармакологии сердечно-сосудистых средств.- М.. « Издательство Медпрактика», 1996.

Национальные клинические рекомендации. Сборник. Всесоюзное научное общество кардиологов.- М.: Издательство «Силицея-полиграф»,2009.

Главный врач ГУЗ «БОКД»                                             А.М. Недбайкин